VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Педагогическая деятельность, педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011308
Тема: Педагогическая деятельность, педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого
Содержание
35



МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯИНАУКИРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУВО«ТУВИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»











КУРСОВАЯРАБОТА

Подисциплине«»

натему:«Педагогическая деятельность, педагогические взгляды Льва Николаевича Толстого»













Выполнил:

Научныйруководитель:











Кызыл2017




Оглавление



	Введение	3

	Глава 1. Педагогическая мысль второй половины ХIХ века и деятельность Л. Н. Толстого	5

	1.1. Лев Николаевич Толстой-великий русский писатель	5

	1.2. Педагогические идеи и взгляды Льва Николаевича Толстого	8

	Глава 2. Принципы и методы обучения	14

	2.1. Взгляды Л. Н. Толстого на народное образование, воспитание и школу в 60-70-е годы	14

	2.2. Произведения для детей - маленькие рассказы Л.Н. Толстого	21

	Заключение	33

	Список используемой  литературы	35






Введение



Актуальностьданногоисследованиясостоитвтом,чтопроблемыивопросывоспитанияподрастающегопоколениястоялиострововсевременаирешалисьоникактеоретически,такипрактически,по-разному,всоответствиисразвитиемизакономерностямижизниобществавопределенныйпериод.

Произведения Л.Н. Толстого изучаются с 1-го до 10-го класса, как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Произведения Толстого занимают в школьных программах значительное место, поэтому тема актуальна.

Всвоейработемыпопытаемсярассмотретьвзглядынаработуучителя,атакже на проблемы образования  представителя русскойпедагогики Л.Н. Толстого. 

Цель настоящего исследования: получить новое знание об особом феномене образования, педагогическом процессе, его характеристиках и закономерностях, способах организации, который предлагал своим опытом Л.Н. Толстой.

Объектисследованияобразовательныйпроцессвпедагогической практике Л.Н. Толстого.

Предметисследованияизучениеосновныхнаправлений в работе Л.Н. Толстого.

Мы ставим перед собой такие задачи:

-рассмотреть основные направления воспитательной и образовательной педагогической деятельности Л.Н. Толстого.

- найти методы и приемы в педагогической деятельности Л.Н. Толстого-деятеля педагогической науки;

-выяснить, насколько его взгляды актуальны в наше время, и в каких положениях они нашли свое отражение.

Гипотеза: изучение творчества Л.Н. Толстого необходимо на уроках литературы, так как оно способствует духовному развитию учащихся, повышает интеллектуальный уровень, учит оценивать поступки литературных героев и свои собственные.

Научная направленность нашего исследования состоит в том, что в наше время, так же как и в XIX в. были актуальны проблемы школы, цель воспитания подрастающего поколения, подготовка и работа компетентных учителей, место ученика в общеобразовательном процессе, вопросы дидактики в общем.

Новизна данной темы состоит в том, сравнить методы и подходы к состоянию образования в XIX веке и провести аналогию с нашим временем.

Структура работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.






Глава 1. ПедагогическаямысльвторойполовиныХIХвекаидеятельностьЛ.Н.Толстого



1.1. ЛевНиколаевичТолстой-великий русский писатель



Лев Николаевич Толстой (1826 - 1910)-русский писатель, педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике.

В своих многочисленных статьях Л. Н. Толстой со всей свойственной ему страстностью призывал людей избавиться от гнета, обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало. Также он пытался создать свою методику обучения и воспитания. Жизнь Л. Н. Толстого протекала в очень сложное и противоречивое время. Остро стоял вопрос о крепостных крестьянах. Крестьяне возмущались и негодовали, власть естественно была этим жутко недовольна, однако пойти на уступки. Реформа, проведенная в 1861 году, немногим помогла крестьянину: она оставила его нищим, забитым, подчиненным помещику везде и всюду. Долгое время свобода крестьян оставалась лишь юридической, мнимой. Все эти и многие другие противоречия ярко отразились в философских и педагогических взглядах Л. Н. Толстого. 

О нем многие писали так: «В мировоззрении Толстого иногда сбивает с толку горячий протест против общественной лжи и фальши, который тут же сочетается с проповедью самоусовершенствования и непротивления злу насилием; трезвый реализм, непримиримость с официальной религии и рядом стоит отказ от реальной политической борьбы; много слов о свободе ребенке отнавязывании ему всяческих уроков и лекций, и тут же Толстой ставит христианскую религию на первое место в образовании, что в корне противоречит принципам свободного воспитания»[1.C.120].

Однако, взгляды Л. Н. Толстова, несмотря на свою некоторую противоречивость, с успехом воплощались в жизнь. В 1859 году у себя на родине, в Ясной Поляне Толстой открыл школу, необычную для того времени. В ней воплотились все идеи и желания писателя. Там обучались крестьянские дети, не было наказаний, взысканий, интересный и новаторский подход к обучению ребят. Толстой руководил и с перерывами сам работал в этой школе учителем математики и истории. Многие из учеников помнят, как он умел с помощью прекрасных, интересных и захватывающих рассказов поведать о таких сложных темах, как война, закономерности. Это ничуть неудивительно: Л. Н. Толстой был истинным знатоком детской души, тонким психологом и королем слова. Об этом свидетельствуют не только его блестящие литературные шедевры, но и «Азбука» и книги для чтения, созданные в 1872-75 годах. Эти книги написаны красивым классическим доступным языком. В них много историй про русскую историю, жизнь, быт. Также имеются небольшие поучительные и религиозные рассказы[2.C.99].

Толстой, будучи увлекающейся натурой, иногда отходил от педагогики, чтобы заняться иным поглотившим его занятием, но он никогда не отдалялся от детей, их интересов и забот. Даже не работая в школе, он встречался с ребятишками, душевно разговаривая с ними. Бывали случаи, когда Лев Николаевич сам приходил домой к ребенку, чтобы проведать, поговорить с ним. Лев Николаевич искренно, преданно, самоотверженно любил и страдал за каждого ребенка.

В доме начальника станции Толстой провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. 

Уже на следующий день телеграммы, информировавшие об этом событии, разлетелись по всему миру:

«29 октября, вечером, в Москве получено было поразившее всех известие о том, что Л. Н. Толстой, в сопровождении доктора Маковицкого, неожиданно покинул «Ясную Поляну и уехал… Уехав, Л. Н. Толстой оставил письмо, в котором сообщает, что он покидает Ясную Поляну навсегда»[3.C.263];

«Все поиски Льва Николаевича, телеграфные запросы в течение двух дней остались безуспешными. Удалось только установить, что Толстой выехал с Маковицким по железной дороге»;

«28-го Льва Николаевича видели едущим на юг. Проследить его пути не удалось». (Телеграммы из Тулы, датированные 29 октября, напечатаны с теми или иными стилистическими изменениями во всех газетах, распространены Петербургским телеграфным агентством (ПТА); «Русское слово», «Раннее утро», «Новое время» и др., 30 и 31 октября 1910.)[4.C.198]

Информация о Льве Толстом тут же стала главной темой российских газет.

В шесть утра 7 ноября 1910 года его не стало. Очевидцы кончины писателя оставили свои воспоминания;астаповский железнодорожник, рассказывая о сценах прощания с Толстым в ночь на 8 ноября:

«Тихо в комнате, полумрак от керосиновой лампы, полно народа, обстановка гнетущая, вдруг где-то в углу раздается робко и нервно: «Вечная память», стоящие подхватывают пение, двери в комнату со скрипом прижимаются к стене, и ворвавшиеся в комнату жандармы с шашками резким голосом командуют: «Прекратить пение!» Все сразу смолкают. Опять недолгая тишина. Потом тот же и так же робко опять запевает «вечную память», и вновь подтягивают все стоящие, но сейчас же появляются двое жандармов, опять приказание «молчать!», и так до утра уходили одни, приходили другие – всю ночь»[5.C.200].

Воспоминания современников, восторженные отзывы о творчестве, а иногда и нарекания на семью графа в том, что не смогли удержать Толстого (так, например, считал М. Горький), - огромное количество мнений, иногда совершенно разных и даже противоположных появилось в печати после ухода из дома, а потом и из жизни великого русского писателя и философа Льва Николаевича.

1.2. Педагогические идеи и взгляды Льва Николаевича Толстого



Л. Н. Толстой много размышлял о философских вопросах, пытался найти ответы на вечные и риторические вопросы. В молодости Толстой писал немало работ о смысле жизни, о роли материального и духовного начала, о свободе воли, о причинности и случайности.

Л. Н. Толстой с философской точки зрения разделял позицию идеализма; он всем своим существом отрицал, что в развитии общества важную роль играют материальные аспекты. В «Люцерне» 1857 Толстой резко критикует устои и нравы буржуазии. Для Толстого существует лишь Бог, имеющий право устанавливать законы и вершить судьбами людей. Философские идеалистические и фаталистические взгляды Толстого на ход истории ярко прослеживаются в его выдающейся эпопее «Война и мир» (60-ые). Толстой утверждал, что людьми управляет не власть и чиновники, а Всевышний, и все исторические события предначертаны. Бедственное положение христианских народов он объяснял, прежде всего, отсутствием общего для них всех смысла жизни. Он верил, что сознание людей полностью не зависит от внешней среды. Толстой, видя беспомощные жалобы крестьян, считал, что проблема несчастных людей в них самих, и что надо искать корень зла в себе, а не винить во всех своих бедах других людей или абстрактное государство, власть.

Иногда Толстой отклонялся от идеалистических взглядов в сторону материалистических. С этой точки зрения он говорил, что материальный мир является чем-то реальным, физическим и, что здесь нет никакой мистической подоплеки. Однако такие мысли держались у него в голове недолго. Спустя какое-то время, Толстой вновь сворачивал с материалистичной дорожки и возвращался к старым знакомым идеалистическим взглядам. При этом он снова начинал в достаточно резкой форме критиковать материализм. Затем в 1904 г. Толстой, будучи в плену идеалистического мышления, высказывал совершенно утопическую мысль, что материальный мир есть ничто иное, как сознание, люди сами создали этот мир, не будет сознания-мир перестанет существовать[6.C.145].

Философский идеализм Толстого переплетался его религиозными взглядами, отстранением от политики, религиозными взглядами, проповедью личного самоусовершенствования и непротивления злу насилием. Толстой считал, что насилие порождает насилие.

Также много слов сказано Толстым о свободе воли человека. Взгляды Толстого на свободу человека пронизывают всю его педагогическую теорию и деятельность. Он считал, что изначально человек несвободен, и что только сам человек может освободить себя от душевной скованности. Учение Толстого о свободе воли человека сугубо индивидуально. По мнению философа, свободный человек не должен заботиться о совершенствовании социального мира, быть собственником, так как свое дело, своя собственность-это зло, влекущее за собой пороки и искушения земного мира. Свободный человек не зависит от условий существования, он просто выше их. Причины душевной несвободы кроятся, как считал Толстой, в самом человеке, а не в условиях жизни того или иного человека.

Проблема свободы воли человека у Толстого носит идеалистический характер, впрочем, как и все его философское учение. Однако сильный степени идеализм Толстого сочетался с трезвым реализмом, беспощадной жесткой страстной критикой эксплуататор, чьи истинные лица показывал Толстой, когда обнажал все язвы и противоречия капиталистического строя.

Л. Н. Толстой был верующим и набожным человеком. Отрицание догматического православия и церкви в юности, однако, не привело Толстого к отрицанию религии вообще и церкви. Толстой никогда не был атеистом, всегда верил Богу и молился ему. Однако он резко критиковал всю лживость церкви и то, как религия прикрывала эксплуататоров, жестокость капиталистического режима[7. C.148].

По мнению Толстого, религия должна быть чистой от всей государственной грязи. Такой религией он видел христианство. Он полагал, что религия определяет то, как человек ко всему относится. Толстой считал, что люди не могут и не должны жить без религии, и что именно религия должна стать основой мировоззрения и основой жизни каждого человека.

Учение Толстого о нравственности тесно связано с его религиозными взглядами. Сущность этих взглядов в том, что Толстой хотел, чтобы все люди были свободны и любили друг друга, стремились к единению и братству, к ограничению своих потребностей, к взаимопониманию, поддержке, уважению. Это все идеально. Но жизнь в то время была вовсе не идеальной. Люди боролись со злом и жестокостью капиталистов и вполне очевидно, что проповедь всеобщей любви и призывы к непротивлению злу насилием играли реакционную роль.

Во взглядах Толстого на прогресс общества можно увидеть его консерватизм. Толстой считал дурным создавать новые вещи, улучшать быт людей разнообразными научными открытиями. Видя, что достижениями науки пользуются лишь образованные и богатые люди, и что наука работает на войну, Толстой призывал остановиться и вернуться к простому общинному нецивилизованному стилю жизнь, где, по его мнению, будут царить свобода и доброта людей.

Интересно отношение Толстого к искусству. Он считал, что бедное, современное ему искусство создано только для высшего света, а простой народ не имеет к нему доступа. Искусство, по мнению Толстого, стало надменным пустым, оно заменялось дешевыми подделками. В своих критических замечаниях против Пушкина, Шекспира, Бетховена и даже против своих собственных произведений Толстой принимал позицию простого патриархального крестьянина и явно недооценивал значения произведений авторов прошлых лет.

Настоящее искусство Толстой видел идейным, искренним, охватывающим своим влиянием всех людей, народ, а не некую группку интеллигентов. Он также считал, что искусство должно быть основано на религии в духе всеобщей христианской любви и братстве. Толстой призывал закрыть художественные высшие школы, созданные для богатых мальчиков и девочек. Снижая роль специальных школ, Толстой считал, что знаний, приобретенных в начальных школах, вполне достаточно, чтобы уметь рисовать или играть на музыкальном инструменте.

Педагогические взгляды Л. Н. Толстого складывались в результате кипучей деятельности, проходили через ошибки и промахи. Взгляды Толстого наполнены искренними чувствами, тревогой и критикой. Толстой резко критиковал буржуазную педагогику, которая не давала развиваться детской изобретательности и свободы. Путешествуя по странам Европы, он нелестно отзывался о том преподавании. Он говорил, что дети в дальних странах также замучены и зажаты. Унижение детей, страх перед учителем, зубрежка непонятных слов и определений из учебника, поклонение детей перед господствующим классом-вот, что явилось перед глазами Л. Н. Толстого во время его путешествия по европейским развитым странам[8.C.260].

Педагогические взгляды Л. Н. Толстого несколько раз менялись на протяжении всей его жизни. В них главным является предоставление свободы ребенку и развитие его творческих начал. В педагогических взглядах Толстого немало противоречий. Желая дать ребенку свободу мысли и действий, он тут же навязывал изучать религию и быть верующим.

В первом периоде Толстой считал, что в школе детей достаточно обучать только самому простому: чтению, письму, арифметики, закону божьему. Никаких других предметов, развивающих ребенка, по мнению Толстого, в школе преподавать не нужно. То, что знает обычный человек, должен немного знать и ребенок. 

Затем по прошествии нескольких лет взгляды Толстого изменились: теперь интерес учащихся стал мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов. В общей сложности Толстой насчитывал двенадцать учебных предметов в школе, но Толстой допускал, что их объем и время могли изменяться по желанию детей.

Когда пришло время открывать народные школы, Толстой сузил критерий, определяющий содержание обучения. Теперь он считал, что при составлении плана обучения нужно учитывать не детский интерес, а интересы патриархального крестьянства. При этом он считал, что интересы патриархального крестьянства равноценны потребностям всего крестьянства в целом. Народная школа, считал теперь Толстой, должна давать детям только знания русской и славянской грамоты, учить счету и закону божьему. В каждом крестьянском ребенке он видел гения, творца и призывал людей дать волю мысли каждого ребенка.

Наконец, в последние годы своей жизни Толстой снова изменил мнение относительно этого вопроса. Теперь самым главным в обучении Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл пустой школу, где учили только чтению, письму, грамматики и другим общим предметам, но не касались нравственных и религиозных вопросов.

Л. Н. Толстой не разделял для себя понятия обучение и воспитание. По мнению Толстого всякое обучение действует на ребенка воспитательно, и нельзя передавать знания не воспитывая. В годы своей юности Толстой делал разграничение между воспитанием и обучением, но затем он сам подверг критике свои прежние взгляды, сказав, что это разграничение он сделал искусственно. Придя к выводу, что всякое обучение воспитательно, Л. Н. Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы «в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т. п.».

По поводу методике обучения Л. Н. Толстой высказывался очень интересно, и много из его идей достойны воплощения в жизнь. Великий педагог утверждал, что только тот метод преподавания хорош, которым довольны сами ученики. Из его дневников видно, как метод, идеально подходивший учителю, совершенно недоступен был детям. Толстой также говорил, одного метода в преподавании недостаточно. Метода, который обладал универсальными качествами и подходил на все случаи жизни, не существует. Понимая это, Толстой советовал учителям применять разнообразные методы обучения, экспериментировать и находить новые способы передачи знаний. Когда учитель проявляет творчество в своей практической педагогической деятельности, его школа автоматически становится педагогической лабораторией. Именно такие школы и хотел видеть Л. Н. Толстой в каждом уголочкеего родины.

Итак, среди различных методов обучения Толстой особо выделял живое слово учителя. По мнению знаменитого писателя, рассказ талантливого учителя гораздо больше даст ребенку знаний, чем сухие данные в учебнике. Толстой призывал учителей проводить с ребятами непринужденные беседы на разные темы, так как дружественная обстановка в классе благотворно влияет на детей. Также Толстой особо много внимания уделял развитию творчества детей. Он рекомендовал задавать детям самостоятельные сочинения на различные темы. Причем Толстой указывал, что темы типа «Как я провел лето» самые эффективные. Ребенку легче писать про события, оставившие след в его душе, явления, чем про вазочку, стоявшую прямо перед его глазами. Это все интересно и подробно описано в знаменитых педагогических статьях Л. Н. Толстого[9. C.35].




Глава 2. Принципы и методы обученияЛ.Н. Толстого



2.1. ВзглядыЛ.Н.Толстогонанародноеобразование,воспитаниеишколув60-70-егоды



Всвоихмногочисленныхстатьяхэтоговремениповопросамнародногообразования,осодержаниииметодахучебно-воспитательнойработышколыЛ.Н.Толстойсформулировалоригинальноеучениеовоспитаниииобучениидетей.ПодвергразрушительнойкритикепостановкувоспитанияиобразованиявРоссииивЗападнойЕвропе,современныеемушколы,утверждая,чтоониосуществляютнасилиенаддетьми,прививаютимидеологиюгосподствующихклассов[10.C.187].

Своипредставленияотом,ктоимеетправоидолженсоздаватьшколыдлянародаикаквнихследуетвоспитыватьиучитьдетей,Толстойизложилещевсвоихпервыхстатьях,опубликованныхв1859-1862годахвжурнале«ЯснаяПоляна».Статьивызвалиогромныйинтересиоживленнуюполемикуоригинальнойпостановкойвопросовиособеннопредложениемоспособахихрешения.

Л.Н.Толстойотвергширокобытующийтогдапредрассудок,будтобынародпосвоейтемнотеиневежествунепонимаетважностиобразования,ипотомуегоследуетпринуждатьучитьсявдаруемыхцарскойвластьюиобразованнымобществомшколах.КакиН.Г.Чернышевский,Толстойсчитал,чтонежеланиекрестьянотдаватьсвоихдетейвшколыобъясняетсяантинароднойнаправленностьюполитикицаризмавобластинародногообразования.

Л.Н.Толстойубежденнозаявил,чтонарод,находящийсяповолегосподствующихклассоввтягчайшихусловиях,темнеменее,стремитсякобразованиюичтотакоеегостремление,особеннозаметноев60-егоды,составляетестественнуюивечнуюнароднуюпотребность.Доказываяэто,ТолстойобращалсяиксвоемуопытупоорганизациисельскихшколвКрапивенскомуезде:населениеуездабыстропреодолелонедовериекновомуначинаниюиохотнопомогаловоткрытиишкол,которыебыстронаполнилиськрестьянскимидетьми[11.C.236].

Неможетбытьсомненийвтом,чтонародпризнаетшколысвоимделом,еслионибудутотвечатьегопотребностямиинтересам,асамнародпривлеченкорганизациишкол.ОднаизстатейЛ.Н.Толстогонаэтитемыимелахарактерноеназвание«Освободномвозникновениииразвитиишколвнароде» [12.C.239].Встатьеавтордоказывал,чтоотсутствиенасилияприорганизациинародногообразованияиестьтотпуть,идякоторым«делонародногообразованиянайдетсебевнароденеврага,апомощникаи...безостановочноповедетобществоквечнойцелисовершенствования».

Нарядусвведениемдемократических,свободныхотнасилиянаднародомспособоворганизациинародногообразования,необходимкореннойпересмотртеоретическихосновпедагогики,атакжеметодоввоспитанияиобучения,применяемыхвшколах.

Посетивв1860годуАнглию,Бельгию,Германию,ФранциюиШвейцарию,Толстойприходитквыводуотом,что,каквРоссии,такивЗападнойЕвропенародноеобразованиенеотвечаетпотребностямизапросамнарода,асодержаниеиметодыобучениянаходятсявполномнесоответствиисостремлениямииинтересамидетей.Онписал,что«лучшаяберлинскаянароднаяшколаспортретомПесталоцци»ирасположеннаянедалекоотЯснойПолянырусскаясельскаяшкола«совершенноодинаковыиравны»:обеонивызываютнегодованиепоповодудеспотизмаучителей,которые«согласнывотрицанииправасвободычеловеканатомосновании,чтоэтомучеловекутолько10или12лет».

Школыиработающиевнихучителявраждебноотносятсякдетскимпотребностямиинтересам,пользуютсянасильственнымиметодами,постоянноиспользуютнаказания,унижаютитретируютдетей,превращаяучебно-воспитательныйпроцессвнадругательствонаддетьми.

НаосновеэтихрассужденийТолстойсформулировалтакоеправило:«Критериемпедагогики-свобода»,чтопослужилооснованиемкобвинениюеговподражанииРуссоипропагандеидей«свободноговоспитания» [13.C.96].

Согромнойболью,полныйсостраданиякнародуиегодетям,Л.Н.Толстойпризнаетсявосновныхмотивах,заставляющихегозаниматьсяпедагогическойдеятельностью.

«Когдаявхожувшколуивижуэтутолпуоборванных,грязных,худыхдетейсихсветлымиглазамиитакчастоангельскимивыражениями,наменянаходиттревога,ужас,вродетого,которыйиспытывалбыпривидетонущихлюдей...Итонеттутсамоедорогое,именнотодуховное,котороетакочевиднобросаетсявглазавдетях.

Яхочуобразованиядлянародатолькодлятого,чтобыспаститонущихтамПушкиных,Остроградских,Ломоносовых.Ионикишатвкаждойшколе».

Всесовременныешколы,какпомещичье-монархическойРоссии,такибуржуазнойЕвропы,вместотогочтобыобеспечиватьразвитиедетей,извращаютприродуребенка,-бросаетТолстойобвинениеофициальнойпедагогике.Междутемвсенормальныедетиобладаютвсестороннимивозможностяминравственногоиумственногоразвития.

ПомнениюЛ.Н.Толстого,детипосвоейприродестоятближекидеалусовершенства,чемвзрослые,сформировавшиесявусловияхнесправедливогоидалекогоотидеалаобщества.Заостряясвоюмысльидопускаяполемическиепреувеличения,Толстойписал:«Здоровыйребенокродитсянасвет,вполнеудовлетворяятемтребованиямбезусловнойгармониивотношенииправды,красотыидобра,которыемыносимвсебе...Родившись,человекпредставляетсобойпервообразгармонии,правды,красотыидобра».

ЭтисловадалиповодкобвинениюЛ.Н.Толстоговтом,чтоонпризнаетвприродеребенканаличиемистических,божественныхначаливсозданиитеории«свободноговоспитания».ПризнаваявцеломошибочностьэтихрассужденийЛ.Н.Толстого,нельзявместестемнезаметитьвнихверныемыслиписателяотом,чтодетистремятсякобщениюсовзрослыми,чтоонидоверчивоотносятсякразумнымпедагогическимвоздействиям,чтоимприсущибольшиевозможностидляразвитияивоспитания.Оченьважноотметить,чтонастойчивоетребованиеЛ.Н.Толстогоосвободномвоспитаниибылоформойегопротестапротивцарскойофициальнойпедагогикииказеннойшколы.

СвоипредставленияодемократическихигуманныхпринципахорганизациинародногообразованияиобучениядетейЛ.Н.Толстойвоплотилвшколе,организованнойимв1859годувЯснойПолянеиреорганизованнойв1861году.

Толстойбылтонкимпсихологом,исключительнымзнатокомдетскойдуши.Обэтомсвидетельствуютеголитературныепроизведения,всяегопедагогическаядеятельность.ПословамН.К.Крупской,«душуребенкаумелвидетьТолстой:идушуАнюткииз«Властитьмы»,идушуСережииз«АнныКарениной»,идушуКоленькиИртеньева,идушуяснополянскихребят» [14.C.120].

Онумелзаинтересоватьдетей,пробуждатьиразвиватьихтворчество,помогатьимсамостоятельномыслитьиглубокочувствовать.Онбеззаветноувлекалсяпедагогическойработой,непрерывноискалитребовал,чтобыкаждаяшколабыласвоегородапедагогическойлабораторией.Такойлабораторией,экспериментальнойшколойбылав1861-1862годахЯснополянскаяшкола.

Толстой призывал вести урок так, чтобы все ученики успевали. Чтобы обучение было успешным и эффективным, необходимо, по мнению Толстого, соблюдать следующие правила: не нужно говорить ребенку о том, чего он не знает и не понимает, а также о том, с чем он уже так хорошо знаком; необходимо там, где учатся дети избегать непривычных предметов и лиц; необходимо следить за тем, чтобы ребенок не стыдился своих одноклассников, а сохранял с ними простые дружеские отношения. Строго запрещается наказывать детей за провинности и непонимание. Толстой на своем опыте убедился, что наказание только усугубляет агрессию ребенка. Поэтому он был яростным противником наказаний в школе, в то время как повсеместно в школах царил палочный метод.

Также утверждал, что для успешного проведения урока, не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить, чтобы урок не был слишком труден для ребенка, так как он потеряет надежду выполнить задание и опустит руки, и в то же время следить за тем, чтобы урок не был слишком легок, так как здесь у ребенка не будет стимула продолжать дальше. Нужно стараться, чтобы ребенок был весь поглощен уроком, давать задания, которые позволяют мыслить творчески и узнавать что-то новое. Говоря о правилах, Л. Н. Толстой призывал учителей не давать правила сразу же на первом уроке новой темы, а чтобы усваивали правила сознательно. Ученики должны сами выводить правила, используя полученные знания и умело оперируя ими. Как справедливо полагал он, в этом случае знания и системное их выражение останется в голове у ребенка на долгие годы[15.C.97].

Отношение Толстого к принципу наглядности в обучении было неоднозначным. С одной стороны он призывал проводить с детьми многочисленные опыты, экскурсии, показы. Толстой хотел привить детям наблюдательность и довольно широко практиковал это в своей школе. Но в то же время он довольно резко критиковал «предметные уроки» в Германии, где детей учили по картинкам и пытали требованием умного ответа на глупо поставленный вопрос. Также резко критически Толстой относился к звуковому методу обучения грамоте, которые рекомендовали лучшие российские педагоги, такие как Ушинский, Бунаков и многие другие. Толстой, в противоположность им, говорил, что «согласная буква без гласной не может бы произнесена». 

Проверка, проведенная Московским комитетом грамотности, по инициативе Л. Н. Толстого, показала, метод обучения Толстого и звуковой метод никак не меняют показатель знаний детей двух проверяемых школ. Степень грамотности тех учеников и учеников Л. Н. Толстого была одинаковой.

Взгляды Толстого на сообщение детям новых понятий также претерпевали изменения. Вначале Толстой считал, объяснять ребенку новые слова, новые термины не нужно. Педагог все равно неправильно это сделает и в голове у ребенка останется субъективное представление. Это, по мнению писателя, противоречит внутренней свободе ученика. Толстой утверждал, что дети могут приобретать новые знания сами и «... только бессознательным путем» [16.C.298]. Школа, по его мнению, должна только классифицировать и приводить в порядок понятия, бессознательно усвоенные в жизни. Толстой придавал огромное значение практическому опыту детей и даже переоценивал детские способности. Школа не должна и не может давать детям новые понятия, утверждал Толстой. 

Однако его собственная педагогическая деятельность стоит в разрез с этими мыслями. В своей Яснополянской школе Толстой, опираясь на жизненный опыт ребятишек и их впечатления, полученные извне, давал детям все новые и новые знания, понятия. В 70-тых годах изменил свое мнение относительно этого вопроса. Теперь он считал вполне допустимым сообщать детям новые определения и понятия, если ученики достаточно подготовлены их осознать и усвоить.

Толстой говорил о свободе ребенка очень красноречиво. Свободу в педагогике он представлял в позволении ребенку самопроизвольно раскрывать высокие нравственные качества, свободное выражение ребенком чувств, мыслей, в позволении ребенку ходить или не ходить на занятия, заниматься или не заниматься тем или иным делом. Однако он не отрицал возможность педагогического влияния на детей. Тут же Толстой не подвергает сомнению изучение религии в школе. А пропаганда религии, равно как и навязывание чего-нибудь, просто недопустимо в школах, где практикуется свободное воспитание. Надо признать, что Толстой, отстаивая до конца теорию свободного воспитания, выступая против любого насилия над ребенком, требуя развития творчества детей, все же противоречил себе, так как религиозное воспитание как раз давит на личность ребенка и зачастую порабощает его сознание.


2.2. Произведения для детей - маленькие рассказы Л.Н. Толстого



Л.Н. Толстой выступал в своих произведениях для детей как защитник общенародной литературы, адресованной прежде всего крестьянским детям. В его творчестве и взглядах на детскую литературу ощущается некоторое влияние революционной демократии. Сказались, конечно, в некоторых рассказах «Азбуки» и другие особенности его мировоззрения. Идея непротивления злу насилием отразилась, например, в рассказе «Бог правду видит, да не скоро скажет» [17.C.300].

«Азбука» Л. Толстого настолько отличалась от всех учебных книг манерой изложения, что сразу же вызвала споры. Некоторые педагоги отнеслись к ней враждебно и упрекали Толстого за простоту и образность языка. Другие колебались в оценках и молча ожидали мнения большинства. 

Художественное совершенство, выразительность, простота и естественность языка, универсальная содержательность и доступность детскому восприятию - отличительные особенности произведений Толстого, вошедших в «Азбуку», «Книги для чтения». В них представлены произведения почти всех жанров литературы: повесть, рассказ, басня, сказка, научно-познавательная статья и рассказ.

Рассказы-миниатюры. Композиция «Новой азбуки» учитывает возрастные особенности детей. Даются сначала небольшие рассказы, всего в несколько строк. Предложения в них простые, без усложняющих восприятие обособлений и придаточных предложений, например: «Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры». (Произведения чередуются, чтобы не утомлять ребенка). В рассказах для самого первого чтения, состоящих из одного предложения, даются полезные сведения познавательного характера или советы, как себя вести: «Небо выше, море ниже», «Суши сено на доме», «Люби Ваня Машу» [18.C.177].

Постепенно содержание произведений расширяется; попеременно даются то научно-познавательный рассказ, то басня, то сказки, то быль.

Учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения. Дети сразу же приобщаются к богатствам устного народного творчества. Пословицы, поговорки, сказки, былины составляют значительную часть учебных книг Толстого.

Особенно много пословиц. Толстой их отбирал из сборников Даля, Снегирева, шлифовал, сочинял сам - по образцу народных: «Капля мала, а по капле море», «Наши пряли, а ваши спали», «Люби взять, люби и дать», «Ворон за море летал, а умней не стал», «Сказанное слово серебряное, а не сказанное золотое» [19.C.78].

Пословицы, поговорки, загадки в «Азбуке» чередуются с короткими зарисовками, микросценками, маленькими рассказами из народной жизни («Пошла Катя по грибы», «У Вари был чиж», «Нашли дети ежа», «Несла Жучка кость»). В них все близко крестьянскому ребенку.

В традициях народной педагогики и христианской морали Толстой проводит мысль: люби труд, уважай старших, твори добро. Иные бытовые зарисовки выполнены так мастерски, что обретают высокий обобщенный смысл, приближаются к притче. Вот, например: «У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку». Несколько строк простых двусложных слов. Вторая часть - почти зеркальное отражение первой. А какая глубина? Мудрое течение жизни, ответственность поколений, передача традиций... Все заключено в двух предложениях. Здесь каждое слово будто взвешено, особым образом акцентировано[20.C.99].

Классическими стали притчи о старике, сажавшем яблони, «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья».

Педагогическим и художественным воззрениям Л.Н.Толстого соответствовал жанр басни, классический в детском чтении. Лев Толстой создает свои басни, обратившись к первоисточникам: басням Эзопа, индийским басням Бидпая. Писатель не просто переводит классические тексты, он их перевоссоздает. Они воспринимаются как оригинальные произведения, потому что максимально приближены к детскому восприятию. Таковы наиболее известные из них: «Лев и мышь», «Муравей и голубка», «Обезьяна и горох», «Лгун», «Два товарища»(«Дуб и орешник», «Наседка и цыплята», «Осел и лошадь» и др.[21.C.101].

Для басен Толстого характерен динамичный сюжет (цепь динамичных художественных картин), они изложены лаконично и просто. Многие из них построены в форме диалога («Белка и волк», «Волк и собака», «Ученый сын»). Мораль вытекает из действия, как итог поступка. Так, в басне «Осел и лошадь» нежелание лошади помочь ослу оборачивается против нее же. Осел не выдержал тяжелой ноши и упал мертвым, а лошади пришлось везти и поклажу, и ослиную шкуру: «Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру».

Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту («Муравей и голубка», «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Старый дед и внучек»). Доброта и самоотверженность голубки, спасшей муравья, .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.